НЕЗАБЫВАЕМЫЙ….
6.02.2008
Мы все постоянно спешим куда-то, опаздываем, бежим, не замечая ничего вокруг, и порой забываем о чём-то очень важном, загоняя воспоминания в дальний угол своей души. А оно рвётся оттуда трепетной птицей, напоминая о себе, заставляя переживать всё снова и снова…
Есть вещи и события, которые забыть просто невозможно. Воспоминания о них достаёшь иногда из ларца своей души, посмотришь, полюбуешься, иногда прослезишься- и вновь убираешь, бережно, как драгоценный камень…
Встреча с этим неординарным и необыкновенным Человеком перевернула мой мир с ног на голову. Его любили и боялись, боготворили, трепетали, никто не оставался равнодушным после встреч с ним. Мы все впоследствии гордились тем, что можем называть Его своим Учителем. Пожилой профессор с пронзительным взглядом серых глаз, знающий всё и обо всём, он заставлял нас думать, рассуждать, не стоять в своих познаниях на месте, идти вперёд, развиваться… Он мог заворожить слушателей своим виртуозным владением словом, своим мастерством актёра. Его лекции превращались в мини-спектакль, мы заворожено слушали, внимая каждому слову, ловя каждую интонацию.
Он был профессором кафедры литературы нашего местного института, театровед по образованию. Несколько десятилетий посвятил он изучению истории английской литературы (преимущественно 18 века). Он, как литературовед и переводчик, познакомил российского читателя с произведениями Голдсмита, Свифта, Филдинга. Важное место в истории российской культуры занимает его книга об искусстве выдающейся советской пианистки Марии Гринберг.
О нём ходили легенды не только на нашем факультете, но и по всему институту. Он умел быть разным, всегда непредсказуемым. Мог говорить как о высоких материях, так и шутить простонародными выражениями. Например, перед экзаменом по его предмету он говорил нам: «Девки, гильотина близко…» И мы понимали, о чём он….
Сдать экзамен ему было очень нелегко. Он мог помиловать, т.е. оценить на «4» твои скромные воспоминания о его лекциях и о прочитанных произведениях. Но мог и «казнить». И казнь эта была для нас, студентов, ужасной. Не сдать Ему экзамен означало полный провал. Многие даже уходили из института.
Никогда не забуду этот зачёт… На нём я и узнала, что сердце умеет буквально рваться из груди. Я испытала такой страх… Не передать словами. Но в тот день мне повезло. Попалась хорошая тема- «Пер Гюнт» Г.Ибсена. Именно о нём, а точнее о великолепной музыке к этой драме, так вдохновенно рассказывал нам когда-то профессор. Проникшись его рассказом, я тогда достала забытые грампластинки и погрузилась в мир музыки Э.Грига. А на зачёте я поведала об этом профессору. Он был обрадован и поражён, его похвала была для меня как дар…Мы немного поговорили о музыке, я тогда сказала ему, что очень люблю «Песню Сольвейг»…
И с тех самых пор, слыша звуки «Песни Сольвейг», я замираю, вспоминая своего Учителя…
Его лекции были живыми и яркими, интересными и красочными. С трепетом листаю страницы лекционной тетради, вспоминая интонации Учителя, его неподражаемый тембр голоса, жесты, его манеру цитировать и читать наизусть…
Он умел… Он знал… Он мог бы… Как тяжело слышать эти слова в прошедшем времени…
В марте 2003 года Его не стало.. Он ушёл, и с ним ушла целая эпоха…Таких, как он, не было и, вероятнее всего, уже не будет. Это был особый человек особой эпохи, переживший многое и выживший, несмотря ни на что…
Я, к сожалению, не смогла придти и проститься с ним…
Но душа моя никак не хотела отпускать его, и вот тогда стали приходить ко мне мои странные сны.
Сон первый и самый яркий.
Похороны. Огромная толпа народа. Его выносят сидящим на троне откуда-то сверху, долго спускаются вниз по многочисленным ступеням. Я отчётливо вижу восковое лицо, закрытые глаза, руки с длинными аристократическими пальцами на подлокотниках трона. Ноги полностью закрыты покрывалом.
В толпе 2 женщины замечают, что ему забыли одеть ботинки. Они тихонько подкладывают их под покрывало.
Потом Он снился ещё, но сны не были такими красочными и быстро забывались. И вот не так давно снится мне, что Учитель снова рядом, он любит меня, но мы не можем быть вместе. .. Я просыпаюсь и вспоминаю: в этом году 5 лет, как Он ушёл из жизни. Он напомнил о себе таким необычным образом, а я и не забывала Его никогда, Он всегда в моём сердце…
******* ************ ***********
Профессор, позвольте мне встать на колени,
Коснуться божественной вашей руки,
Забыться и в силу искусства поверить,
И чашу познаний испить.
Вы в тайну великую дверь мне открыли,
И светоч надежды зажгли...
Я то полюбила, что вами любимо,
Что манит меня из дали.
21.06.98.
Сертификат публикации: № 985-1477084113-6005
Text Copyright © Вера Соколова
Copyright © 2008 Романтическая Коллекция