Стихи о любви. Романтические стихи и любовная поэзия. Любовные стихи.


Имя автора:  
Пароль:

Зарегистрироваться


Архив произведений
Архив произведений Архив произведений


На главную страницу На главную страницу



Поиск:

Загадка песен В.Высоцкого

Эту статью я пишу не для того, чтобы "воспеть дифирамбы"
Владимиру Семеновичу Высоцкому: их пропето немало и, на мой взгляд - совершенно заслужено. Мой слабый голос не может повлиять на его
посмертную оценку.
Не претендую и на то, чтобы сказать что-то новое о нем лично: я его
всего пару раз видел из зала.
Мною движет, скорее, любознательность человека, причастного к поэзии,
в первую очередь - как внимательного читателя...попытка понять:
как ему удалось завоевать любовь стольких сердец своими песнями?

Наверное никто (кроме отъявленных эстетов) не станет отрицать
заслуг Высоцкого... не только - певца, но, и - поэта,
хотя при жизни он "не состоял" ни в каких "союзах"...
Его песни были необычайно популярны при жизни, прошло больше 20 лет
с его смерти, а песни - живут...

Мало ли у нас людей пишущих стихи?- И тогда, и сейчас - очень немало...
А бардов, поющих свои песни?- Чуть поменьше, но тоже наберется изрядно...
А самодеятельных композиторов?- Пишут музыку и получше...
А есть, кого поставить рядом?... Думаю, что вопрос - риторический...

Тогда - "простой" вопрос: в чем "загадка песен Высоцкого"?

В особом голосе?- Да мало ли у нас разных голосов?
В простоте и искренности его песен?- Наверное ближе...
хотя "простых" у нас - тоже навалом... искренних - поменьше...
В "созвучности своему времени"?- Наверное, да... но, этот термин
весьма неопределен и становится понятен только после того,
как это время оканчивается.

В чем искать корень? В стихах, музыке, исполнении?-

"В начале было Слово."
Полагаю, что это верно не только в исходном библейском смысле,
но и в песнях. В качестве поддержки сошлюсь на уважаемого
не заинтересованного эксперта - П.И.Чайковского: он считал, что
писать музыку романсов, опер и т.п. можно только на основе текстов.
Связь текста и музыки настолько сильная, что зачастую кажется,
что заданному тексту идеально соответствует только единственная
мелодия. Косвенное подтверждение этого в том, что на некоторые
стихи писали музыку десятки композиторов, а до нас дошла
единственная мелодия.

Я решил поискать разгадку в его поэзии: отличается ли она чем-нибудь
существенным "от всей прочей"?- Простейший ответ: конечно - да,
у него свои, оригинальные тексты!
А, чем они оригинальны?!- Смысловой анализ может завести нас
очень далеко и мало что дать: тематика песен у него "самая разнообразная"...
Есть одно, что их объединяет... и об этом прекрасно сказал С.Есенин:

«Быть поэтом – это значит тоже,
если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
кровью чувств ласкать чужие души.»

Ясно, что это - о нем!

Но, строки Есенина, конечно, нельзя понимать буквально...
даже, если бы кто-то и "рубцевал себя по нежной коже",
читатель может это почувствовать (или, напротив - убедиться в обратном)...
только по тексту его стихов.

Чем любой стих отличается, прежде всего, от прозы?-
Известно - наличием "определенного ритмического рисунка".
А, песенный стих?- Думаю, не сильно ошибусь:
90% русских песен написаны двухсложными размерами (ямб и хорей);
(большей частью - с чередованием мужских и женских рифм)
9% - трехсложными размерами (наиболее популярно - чередование
дактилических рифм с мужскими),
0.9% - четырехсложными
..........................................

Не знаю, как у других читателей... для меня самое первое и глубокое,
подсознательное восприятие стиха основано на его ритме.
Вспомнив наиболее яркие (на мой взгляд) песни Высоцкого,
я убедился, что их место, как правило - там, где стоят многоточия...
Хотя, конечно, у него есть и более простые по ритму песни.

Прошу не ругать меня за, местами, доморощенную терминологию -
возможно, маститые критики
сделали бы описание "более научным", может быть, даже и сделали уже,
и одному мне это не известно? :)
Ниже приводятся только характерные слова некоторых песен
(думаю - они не требуют полного цитирования) и схемы
ударений "как пелось"... Разбивка по строкам сделана по рифмам,
возможно она отличается от опубликованной (его сборника стихов
у меня нет).


------------------------------------------------------------
Не вернулся из боя

001001001001
0010010010
001001001001
0010010010
- чередование 4-х и 3-х стопного анапеста
===================================

Идет охота на волков

Куплет
0010010010
001001001
0010010010
001001001
- анапест
Припев
0101000101010
010100010101
0101000101010
000101010001
- ямб с пропуском ударения после второго слога
(в последней строке перестановка)
-------------------------------
Порвали парус...

Куплет
100100001001
100100001001
100100001001
100100001
- оригинальный размер, рифмовка аавв, последняя строка - укороченная
Припев
1001010
101010
- "почти хорей"
------------------------
В суете городов...

Куплет
001001001001
0010010010010
00100100100...
Текст превышает допустимый размер, нажмите сюда, чтобы просмотреть текст целиком


Сертификат публикации: № 14-3639006924-255

Text Copyright © Александр Красный
Copyright © 2004 Романтическая Коллекция

15 Января 2004

Прочитано:
Авторами: 9
Гостями: 1964


Поделиться с друзьями:
   

Загадка песен В.Высоцкого Five stars 5 из 9